Главная » Файлы » Основы православной культуры

Православные ценности в жизни А.С.Пушкина
[ Скачать с сервера (119.9 Kb) ] 09.04.2023, 22:50

1. Вступление, постановка проблемы

- Добрый день, уважаемые участники встречи за круглым столом! Давайте рассмотрим инсталляцию. Что вы видите? Бюст Пушкина, цилиндр, перчатки, веер, женские бусы, стихи, перо, чернильница… О ком сегодня мы будем говорить?

(О Пушкине, поэзии, женщине, дуэли)

- Да, такие ассоциации навеяны этими предметами. А о чем заставляет задуматься каждый предмет? Чем бюст отличается от портрета? (Бюст – гипсовое или каменное изображение знаменитых людей, которые остались в вечности).

- Перчатки – вызов на дуэль.  Бросить презрительно перчатку к ногам соперника означало вызвать его на поединок.

- Про цилиндр Булгаков писал следующее: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес... Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». [1]

 - Что значило сердце и цилиндр и почему эти понятия рядом?

(Муза, символ принадлежности к «золотому веку» русской культуры, пушкинские традиции в литературе).

 - Однажды Булгаков выступил на вечере в память о Пушкине - и на него ополчились все литераторы, тогда было модно критиковать Пушкина. 20-годы двадцатого века… Множество течений в литературе… Но писатель бережно хранил свои идеалы и отстаивал литературные принципы.

   О Пушкине написано в тысячи раз больше, чем он сам написал за свою жизнь. Раньше мне думалось, что невозможно узнать о нем что-то новое, удивительное. Но оказалось, что это не так. Когда Елена Николаевна Трегубова, старший преподаватель кафедры филологии КубГУ Славянского филиала, предложила мне тему магистерской диссертации «Аксиологический потенциал творчества Пушкина» (аксиологический потенциал: какие нравственные ценности заложены в произведениях поэта и как это воспитывает школьников?), тема показалась мне заурядной. Какая тут может быть новизна? Что нового смогу написать о поэте, чья жизнь изучена тысячами пушкинистов?

Но оказалось, что я сильно ошибалась.

Хочу спросить вас: а что значит Пушкин лично для вас? Что вспоминается, какие ассоциации рождаются, когда произносят его имя?

(Поэт, памятник, «Евгений Онегин», «Я помню чудное мгновенье…», рисунки Пушкина, Гончарова, бал, Николай  I, декабристы, Болдино, Михайловское, Одесса, «К морю», любовь, стихи, дуэль…)

 

2. Беседа «Православные ценности в жизни Пушкина»

- Давайте посмотрим на портреты Пушкина, каким его видели русские художники, и подумаем: почему же так интересно все, что с ним связано?

Просмотр видеофильма о поэте [2] 

- О чем вы думали, когда смотрели видеофильм?

(Прекрасный человек, вдохновенный поэт, национальный гений, поэтический огонь светится в его очах. Яркая и драматическая судьба. Несправедливость дуэли. Роковая неизбежность. Память о Пушкине – горькая и светлая. Поэзия Пушкина разлита везде вокруг нас: детские сказки, стихи, поэтические пейзажи, строки любви, философских размышлений.)

- Скажите, а можно ли представить Пушкина на иконах, на стенах монастыря?

(Нет, наверное, нам известно, что он провел бурную жизнь, легко увлекался, был страстным человеком).

- Однако есть одна икона с изображением Пушкина (рис.1). И имеет она такую историю. В июне 1828-го года Александр Сергеевич Пушкин отмечал свое 29-летие.
Он был уже вполне состоявшийся и известный творчески зрелый человек, однако его поэзия, относившаяся к концу 20-х годов XIX столетия, была полна мрачными образами. Это говорит о том, что Александр Сергеевич в то время находился в духовном кризисе. Такое состояние человеческой души, без сомнения, свидетельствует о пленении ее таким страшным грехом, как уныние, являющееся следствием неблагодарности Богу и ропотом на волю Творца.

          Рис.1.1. Икона с изображением Пушкина

Великого русского поэта и писателя захлестнули уныние и внутренняя пустота, состояние, о котором говорят – «жить нечем», когда окружающий мир становится бесцветным, тоскливым, однообразным…

И вот в день своего рождения Пушкин пишет гениальное и в то же время опять же с нотками мрачной безысходности стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?..

 

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

 

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум. [3] 

 

В печати это стихотворение появилось лишь спустя полтора года после его написания, на рубеже 1829-1930 годов, в «Северных цветах». Прочитав это стихотворение, Владыка Филарет, являющийся фактически главой Русской Православной Церкви, которому совсем недавно исполнилось 45 лет, пишет ответ. Всего несколько слов святителя возвратили радость и осмысленность жизни великому русскому поэту. Стоит вспомнить один небольшой факт: 9 января 1815 года тогда еще архимандрит Филарет, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1812 по 1819 гг.), присутствовал на публичном экзамене лицеистов, где был и 16-летний Пушкин. Ответ святителя на свое стихотворение Александр Сергеевич получил через Е. М. Хитрово:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

 

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.


Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум -

И созиждится Тобою

Сердце чисто, светел ум! [3] 


Пушкин откликнулся это на послание Владыки практически сразу же, написав 19 января 1830 года стихотворение «Стансы» (элегически-медитативные стихотворения эпического характера, строфы могут быть независимы друг от друга). Будучи духовным человеком, о чем свидетельствуют все, кто был знаком с поэтом, Пушкин прекрасно понял святителя Филарета, увидев в его послании ответ от Самого Господа, а не вразумление священника, наставляющего заблудшее чадо. Осознав свой грех - неблагодарность, уныние и ропот по отношению к Богу, Александр Сергеевич осудил этот грех в собственной душе, после чего обрел утраченную радость бытия, что и можно увидеть в его ответе Владыке Филарету («В часы забав иль праздной скуки…»):

…И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт. [3] 

 

В православии принято считать, что поэт прошел через множество искушений, но путь его был – к православию. Выросший в светском обществе, где вопросам веры уделялось недостаточно внимания, Пушкин не сразу пришел к постижению веры. Во многом это было обсловлено процессом секуляризации дворянства и атеизации общества, доминированием «секулярного», то есть безрелигиозного человека в XIX веке.

- Каким вы видите Пушкина на иконе? (В римской тоге, в лавровом венке, в руках лира, он прервал звуки лиры и смиренно, внимательно слушает святителя. Владыко Филарет наставительно поучает, в его руках Священное Писание. Кстати, после дуэли и гибели Пушкина именно Филарет заступился за светлое имя Поэта. Московские священники утверждали, что смерть на дуэли равносильна самоубийству и были категорически против отпевания погибшего. Святитель здесь предстает в роли Ангела-хранителя Пушкина).

- Портрет Пушкина находится в Сретенской духовной академии на территории Сретенского монастыря. Выпускник нашей школы при посещении монастыря, поднимаясь по лестнице, обратил внимание, что на стене среди изображенных святых отцов, митрополитов («учеников Христа») находятся и портреты Пушкина, Гоголя и Достоевского.

- Что же побудило основателей духовной академии, где обучают семинаристов, поместить портрет Пушкина среди учеников Христа?

Его стихи – шедевры русской поэзии, совершенство человеческого духа, красота чувства, внутреннего мира, блистательного мира гения, он является автором и духовных стихов.

Есть стихи, которые являются поэтическим переложением молитвы. В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны...» есть строки:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи. [3] 

 - Что такое «любоначалие», как вы думаете? (В Толковом словаре – властность, деспотичность, самовластие, властолюбие). [4]   Порочное качество, без сомнения.

- От чего еще жаждет избавиться поэт?

(От праздности, уныния, празднословия, осудительного слова).

- Каких духовных даров он просит?

(Смирения, терпения, любви и целомудрия – умения быть мудрым целостно, без противоречий, разрывающих душу).

Пушкин внес неоценимый вклад в развитие культуры, языка, цивилизации. Своим трудолюбием и поиском истины показал нам путь к постижению полноты и радости жизни. Читая его творения, мы поднимаем себя над грешной землей, устремляемся к духовным идеалам.

 

3. Поэтические шедевры и их значение

          - Сейчас мы вспомним известное всем «Зимнее утро». (Читает Иннокентий Смоктуновский). [5 ]

 

           - Что завораживает нас во время прослушивания?

Всё есть в этом стихотворении. В каждой части своя картина, полная света и движения. Радость пробуждения, радость жизни, радость ощущения себя в прекрасном, сияющем любовью мире. Чувства, обратные унынию, тоске и разочарованию. Кипучая, переливающаяся «через край» любовь к природе, к жизни, к красоте, к движению.

Слово «милый» окрашивает эмоциональным теплом, любовью последнюю строфу. Все прекрасно там, где главное чувство — Любовь. К жизни, к женщине, к природе…

 

- Подробно мы изучаем биографию поэта в 9-м классе. В конце изучения перед выпускниками встают тревожные вопросы. Преследование поэта. Слухи и осуждение светским обществом. Дуэль. Мог ли Пушкин поступить по-другому? Скорбь. Ощущение страшной несправедливости: «погиб поэт - невольник чести». Где же справедливость?

 

 

 

4. «Есть Высший суд, он ждет…»

Кадр из фильма «Последняя дуэль». 1.38-1.40 (до паузы), потом 1.41.15 — 1.41.48. [6 ]

 

     Записки Данзаса порождают ощущение величайшей несправедливости и скорби. Но есть, есть Божий суд... он ждет.

 

   Рис. 2 Портрет Леони -Шарлотт Дантес из родового замка в Сульце

 

 - Это младшая из трех дочерей Дантеса, Леония-Шарлотта.

Когда ей исполнилось шестнадцать лет, она из своей комнаты сделала настоящий мавзолей памяти Пушкина. Там не было ни родовых портретов, ни картин, ни хрупких девичьих безделушек.

Стояли рядами на полках книги русского поэта с непонятной славянской вязью букв, повсюду висели его портреты.

Перед самым большим из них, как перед алтарною иконою, горела лампада. Леония – Шарлотта Д’ Антес, третья и младшая дочь барона. Все свои чаяния, желания и надежды она обращала к портрету далекого дядюшки с певуче- победным греческим именем «Александр» и совсем уж непроизносимым отчеством: «Сергеевич».

Дядюшки, которого далеким петербургским черным январем 1837 года убил на дуэли ее отец. Русский язык она знала в совершенстве.

По воспоминаниям ее родного брата Луи - Жозефа, Леония затворялась в своей комнате и целыми днями наизусть заучивала строфы из «Онегина» и «Кавказского пленника», «Дубровского» и «Капитанской дочки».

«Кара Небес настигла-таки «котильонного принца», «смешливого цареубийцу», шуана Жоржа – Шарля Д’Антеса, сенатора Второй Империи, мэра города Сульц. (Рис. 3 Портрет Жоржа – Шарля Д’Антеса).

Настигла и захватила полностью в свои удушающие объятия ни где-нибудь, а в его собственном доме, в древнем замке Д’Антесов, фамильном гнезде. В семье так и не смогли понять, как же самой маленькой из них, которой в момент смерти матери – сестры Натали Гончаровой Екатерины Николаевны - было лишь три неполных года, удалось впитать в себя жажду познания незнакомого языка, на котором их мать почти не говорила?!» [7 ]

 

           Влюбленная в творения, эпоху и жизнь Пушкина до крайности, Леони ДАнтес однажды осмелилась резко и прямо высказать отцу свое истинное мнение о его безобразном поступке, назвав отца убийцей Пушкина.

Вскоре у девушки начались проблемы со здоровьем. Она была помещена в одну из парижских лечебниц для душевнобольных - вплоть до кончины в 1888 году. В минуты просветления она просила родных принести ей только книги «дядюшки Пушкина». [7]

Барон - сенатор нигде не писал и не говорил о том, как кара Божия настигла его.

- Какие выводы можно сделать из этой истории?

- Эта история очень поучительна для нас. За все в этой жизни приходится нести ответ. И возмездие приходит пропорционально нашим поступкам.

5. Видеофрагмент фильма «Храни меня, мой талисман!» [8] - Как видите, в каждую эпоху люди стараются пересмотреть своё отношение к известным фактам, критически оценить все обстоятельства, подвергнуть перепроверке исторические сведения. На самом деле герои фильма проходят через те же обстоятельства, что и Пушкин, Наталья Николаевна и Дантес. Глядя на героя Абдулова, мы подозреваем, что это сам материализовавшийся Дантес, пошлый завистник, преследующий чужую жену, проверяющий неотразимость своего мужского обаяния.

Ему-то и говорит герой-протагонист цитату Ахматовой: «А разве можно представить Пушкина, уезжающего с дуэли здоровым, а Дантеса истекающим кровью? Невообразимо…» [8] Выходит, многое в нашей жизни предначертано, предрешено? И то обстоятельство, что Пушкин перед кончиной взял слово со своих друзей, что никто не будет мстить за смерть поэта, все должно остаться так, как есть, потому что увидел в этом Божий промысел, тоже многое объясняет в личности поэта. Мучаясь от боли, он повторял: «Хочу умереть христианином…» [6]  И принял свой конец с истинно христианским терпением и смирением.

Очень много вопросов возникает у выпускников в связи с гибелью Пушкина – страшных, жизненно-важных, мучающих русских людей уже почти два столетия: что такое честь, как быть христианином, как быть Человеком.

 

6. Подведение итогов, стадия выводов.

- Какие ценности сейчас на первом месте у молодежи?

- О каких православных ценностях мы сегодня говорили?

(Месть и прощение, заповедь «не убий», зависть и сорадование, «мне отмщение и аз воздам» (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»), смирение перед Божьим промыслом, красота Божьего мира в шедеврах Пушкина, греховность уныния, любовь к людям,  духовные дары, грех и покаяние, неосуждение ближнего: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким судом и судимы будете»).

- Так что же такое классика?

Классический - это образцовый, прошедший проверку временем и не потерявший своего значения, актуальности.

Это произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра. Вершины XIX века – произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Л.Толстого, Достоевского. Что оставит миру наш век?

 -Что нас привлекает всегда в русской классике, в произведениях Пушкина? Какие ценности мы можем там найти?

(Красота, любовь, добро, правда, милосердие, мудрость, высота мысли, чистота помыслов.)

Классиком писателя все же признают потомки - или не признают. Когда произведение пройдет проверку временем.

 - Завершая сегодняшнюю беседу, хочу спросить, а нуждаются ли сегодня писатели-классики в нашей защите? Должна быть экология культуры? Ведь есть предмет «Экология природы». Нужно ли беречь, сохранять культуру, прививать к ней любовь и бережное отношение?

Конечно, нужно. В каждую эпоху у нового поколения появляется желание «сбросить наследие Пушкина, Тургенева и Гоголя с парохода современности». [9] Каждое поколение пытается утверждать, что все это давным-давно устарело. Можете привести примеры? (Базаров, футуристы, неофутуризм).

Рефлексия

 - Я надеюсь, что вы о чем-то важном задумались на сегодняшнем занятии, какие-то выводы для себя сделали, узнали, возможно, новые факты. Каждый пусть выскажется по очереди, что понравилось, запомнилось, о чем захотели узнать и побеседовать на других занятиях.

 

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Михаил Булгаков «Записки на манжетах», c. 17, М.: Современник, 1990 г.

2. https://drive.google.com/drive/my-drive

            3. Пушкин, А. С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3, с.83 . – М. : ГИХЛ, 1962. – 494   

            4. Толковый словарь С. И. Ожегова, М. : Просвещение, 1962. – 584 с.

            5.  https://www.youtube.com/watch?v=83aAFAu98ZE&ab_channel=LonghornEsquire

            6.https://www.kinopoisk.ru › film

            7. https://www.peoples.ru › family › children › dandes

 

Категория: Основы православной культуры | Добавил: Nikonova
Просмотров: 256 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]