Главная » Файлы » Основы православной культуры

Мастер-класс «Александр Невский»
[ Скачать с сервера (10.71 Mb) ] 07.09.2021, 16:15

В этом году, когда в июле исполнилось 780 лет со дня Невской битвы (1240 год), в преддверии празднования 800-летия со дня рождения А. Невского, предлагаю погрузиться в увлекательные события древнерусской летописи – самого верного источника о великом святом, созданного в первое десятилетие после его смерти монахом, галицким книжником, близким митрополиту Кириллу.

Материалы этой мастерской могут пригодиться:

  • учителям, преподающим курс ОПК в 4 классе, по теме «Защита Отечества», где одна страничка посвящена личности Александра Невского,
  • учителям, ведущим ОПК в курсе ОДНК в 8 классе по теме «Великие имена в истории культуры России»,
  • учителям русского языка и литературы, изучающим с учениками 8 класса на уроках литературы «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра Невского»,
  • учителям истории.

Предлагаю на материале жития и обсуждения этого первоисточника обсудить методику «погружения в текст» и подготовку к проектной деятельности как метода активизации творческой деятельности учащихся. Если вас заинтересуют какие-то вопросы и вы захотите узнать ответы на них – запишите кратко, чтобы потом, к концу занятия, решить, над каким проектом, над исследованием какой темы вы хотите поработать с учениками.

За последние семь лет мы с учениками создали много интересных проектов: «Феномен зеркала в русской литературе», «Дуб как фитонимический код в русской литературе», «Концепт живой и мертвой воды в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»», «Концепт «мудрость» в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Но как создаются эти проекты? Как рождаются идеи, побуждающие нас погрузиться в материал? Что было главной движущей силой? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашем обсуждении.

Итак, 13 век. Древняя Русь. Александр Невский – золотая легенда Древней Руси. 1221 – 1263 годы. В те годы Русь устояла чудом под натиском тевтонских рыцарей. И чудом, спасшим Русь, считают княжение Александра Невского. 

Восхищает уже начало «Жития»: «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник(царь Соломон): «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она…» Прекрасно сказано, не правда ли? «В лукавую душу не войдет премудрость…» У меня был случай, когда на уроке в старших классах возник диспут по поводу значений слов умный – хитрый. Дети считали, что хитрый и умный – это одно и то же, не могли понять, что ум – не просто способность мыслить, это его разум, рассудок, мудрость и воля (по словарю В. И. Даля). А лукавый (хитрый)- изворотливый, обманный – это проявление корыстных намерений для своей пользы, пусть даже назло другим. Потом эти вопросы мы исследовали в проекте о Февронии Муромской – что есть мудрость? Почему древнерусские монахи желали, как правило, оставаться безымянными? Цель летописца – передать ценные исторические факты, увековечить их для потомков, написать житие великого святого. А сам автор при этом должен смиренно оставаться в тени. Такова была традиция. «Повесть о житии…» – это главный исторический документ о княжении Александра Невского, она существует в 13 редакциях, в первой редакции (Софийской летописи) насчитывается 11 списков (переписанных вариантов). Каким мы представляем его на страницах летописи? «И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую». А почему таким красивым виделся князь Александр своим современникам? Он нес народу благо, заботился о людях, был умен, мудр и смел, горячо любил родную землю, почитал православную веру и мудрость святых отцов. Полагался на помощь небесных сил во все решающие моменты своей жизни и был поистине отмечен свыше. И это делало его особенно красивым. Горячее сердце – и мудрость старцев, смелость – и глубочайшее смирение украсили его. Главными словами в повествовании являются, наверное, слова молитвы Александра перед первой его битвой, когда юноше было всего 20 лет, а он должен был вести свою малую дружину защищать Новгород от шведов. Услышав, что шведы стоят у реки Ижоры, он разгорелся сердцем, вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже предвечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Эти слова, запомнившиеся современникам, станут для нас логическим объяснением чудесных, необъяснимых явлений, связанных с личностью князя Александра. Какие же это чудеса? Чудо первое. «И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день». Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его. Почему же князь Александр, выслушав и серьезно восприняв слова стражника, велел ему не рассказывать этого никому? Видимо, понимал, что в битве его воинам понадобятся все силы, вся доблесть и мощь, и не надо слепо надеяться на помощь святых. В новом фильме «Александр. Невская битва» авторы объясняют это логически: «Сложно нам сейчас будет, нужно все силы собрать, все мужество… Узнают про видение – расслабятся…» Чудо второе. «Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство…» Можно объяснить это неожиданной эпидемией, повалившей неприятеля на чужой земле. Но летописец свято верит в чудесную помощь Небесного воинства, которое спасло русских. Почему такая помощь была дарована князю Александру? И на этот вопрос есть объяснение летописца: «Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое». Однажды на уроке в 8 классе доверила девочке, прекрасно знающей историю, сообщение об Александре Невском перед чтением «Жития…» Дойдя до посещения Новгорода папскими легатами, она изрекла: «Надо было ему тогда выбрать католичество – тогда Русь развивалась бы вместе с Европой и не отставала бы экономически и технически на 50 лет». Почувствовали духовный удар? И его надо было отразить. Как быть, когда глаза всех учащихся класса обращены на учителя, ожидание их объяснимо: они знают, что я преподаю ОПК в 4-х классах. Конечно, начинаешь их убеждать, говорить о разности культур, о разном историческом пути, о различиях в вере, о разнице в менталитете. Но глядя в их лица, понимаю, что это не те аргументы, которые станут неопровержимыми. Да, нравственные ценности в наших культурах разные, по статистическим опросам предлагаем ранжированный список культурных ценностей в европейской и российской культурах. Запад – свобода, законы, права, прибыль, карьера, комфорт, достаток. Россия- душа, любовь, семья, долг, патриотизм, дружба. Да, все это так. Но еще долго русские люди смотрели и по сей день смотрят на манящий их Запад, соблазняясь жизненными благами и комфортом. Во времена Александра Невского нашим войскам было легче сражаться с немногочисленными войсками западных рыцарей, чем выступить против монгольской империи, которая имела несравненно большее количество военной силы. К 1237-му году Монгольская Империя завоевала Рязанщину, Владимир, Торжок, Галицко-Волынскую Русь. Бороться с ними было не по силам. После смерти отца в 1246 г., когда Александр стал сильнейшим князем в Северной Руси, он действительно стал перед выбором: поддерживать мирные отношения с Ордой, признавая верховный сюзеренитет ханов над Русью (уже признанный к этому времени всеми значительными князьями как Северной, так и Южной Руси) и противостоять Ордену, либо начать сопротивление татарам, заключив союз с Орденом и стоящим за ним религиозным главой католической Европы - папой (перспектива войны на два фронта князю, большую часть жизни проведшему в Новгороде, близ ордынской границы, должна была казаться неприемлемой, и вполне справедливо). Александр колебался до возвращения из поездки в Каракорум и твердо выбрал первый вариант только в 1250 г. Чем было обусловлено решение князя? Разумеется, следует учитывать общее настороженное отношение к католичеству и личный опыт Александра, которому в 1241 - 1242 гг., в возрасте двадцати лет, пришлось отражать наступление на Новгородскую землю немецких крестоносцев, поддерживаемых Римом… Можно предполагать, что свое воздействие оказали следующие факторы: 1) В течение двух лет поездки по степям (1247 - 1249 гг.) Александр смог, с одной стороны, убедиться в военной мощи монгольской империи, а с другой - понять, что монголо-татары не претендуют на непосредственный захват русских земель, довольствуясь признанием вассалитета и данью, а также отличаются веротерпимостью и не собираются посягать на православную веру. Это выгодно отличало их в от крестоносцев, действия которых характеризовались не только захватом территории, но и насильственным обращением населения в католичество. 2) В конце 1249 г., когда Александр вернулся на Русь, к нему дошли сведения о том, что сближение с Римом влиятельного князя Южной Руси Даниила Романовича Галицкого оказалось бесполезным: обещанный папой антитатарский крестовый поход не состоялся. Видео «Папские легаты». Фильм «Александр. Невская битва». 2008 г. Антон Пампушный в роли Александра Невского. Обратите внимание, какой проникающий взгляд был у князя, когда он представил крестовые походы. И похолодевший. И решимость. «Не мы нашу веру выбирали. А наши прадеды. И святые старцы по всей Руси прославили…Не бывать здесь католичеству!» Это будет убедительно для старшеклассников, которые задаются вопросами бытия. Видео «Орда». На что фиксируется внимание зрителя? На твердый, проникающий в душу взгляд князя, который считывает мысли посла из Орды, сидящего перед ним. Ум, рационализм, предусмотрительность – главные черты князя в этой сцене. А еще энергия, красота и природное обаяние - вот что заставляло ханов прислушиваться к молодому Невскому. Видео «Поединок». Что может привлечь молодежь посмотреть этот фильм? Стиль «экшен», динамичность, яркие события, красивые герои, профессионально поставленные батальные сцены. Для постановки битвы на Неве привлекли лучшего петербургского фехтмейстера, каскадеров, был отработан во время съемок «удар Александра», разящий наповал. И это уже приближенный к нам, понятный и симпатичный для нас князь Александр, который в 20 лет должен был не только отражать удары с Запада, вести дипломатические переговоры с Ордой, но и выстоять против бунтующий новгородских бояр, кому не по душе была энергичность, властность и решительность горячего князя. Они хотели торговать с Западом и не прочь были служить католичеству. Последний год Александр провел в Орде, куда поехал с важной миссией – примирить ордынских ханов с бунтующими русскими князьями, не желавшими платить дань. Его целью было также освободить пленных русичей, которым суждено было стать товаром на невольничьих рынках. Со своей задачей князь Александр справился, хотя до сих пор некоторые вменяют ему в вину, что ему пришлось преклонить колена перед татарским ханом, целый год находиться как пленному в их стане. Возвращаясь из Орды, князь тяжело занемог и умер в небольшом городке Городец. Считается, что князя отравили в ставке хана — точно так же, как семнадцать лет назад его отца, великого князя Ярослава Всеволодовича. «Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять - схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа. Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво, и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника своего». Потомки в полной мере оценили военный и дипломатический талант русского князя. В условиях татаро-монгольского ига Александр Невский старался сохранить Русь от полного разорения. Этот подвиг князя, прославленного Церковью в лике святых, и является золотой легендой Древней Руси. Какие же темы проектов вас сегодня заинтересовали? На какие вопросы вы бы поискали ответ? Давайте перечислим все возможные формулировки для исследований: 1. Александр Невский – Имя России. Его роль в русской истории и культуре. 2. Творческое содружество С. Эйзенштейна и С. Прокофьева на съёмках фильма «Александр Невский» (1938 г.) 3. Александр Невский в кинематографии и в живописи. 4. Святые Руси на полотнах М. Нестерова. 5. Храмы Кубани, названные в честь Александра Невского. 6. Агиографические каноны в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» 7. Выразительные средства «Жития» и их значение. Итак, мы постарались всеми силами, всеми средствами привлечь внимание к фигуре Александра Невского, объяснить, в чем его сила и обаяние, подвиг и дальновидность. Проект будет тогда успешен, когда погружаешься с головой в исследование, когда, как говорил Л. Н. Толстой, «не можешь не писать». Что же останется после работы над проектом? Опыт исследовательской деятельности, понимание главных вопросов нашей истории: «Кто мы? Откуда мы? По какому пути нам идти?» Погружение в текст, в тайны смысла жития высвечивает нравственные уроки бесценного произведения, добавляет духовный опыт в сознание православного человека – и стойкое желание осознанно, целенаправленно пойти в храм Александра Невского. Список литературы: 1. Житие Александра Невского/ Подг. текста, перевод и примеч. Бегунова Ю. К.// Изборник (1969) 2. Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой В. И.// ПЛДР: XIII век.— М., 1981 3. Повесть о житии Александра Невского / Подг/ текста, перевод и примеч. Охотниковой В. И.// Воинские повести Древней Руси см. [1] 4. Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли» — М., Л., 1965 5. Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI—XVII вв.—М, 1985 6. Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 1. 7. Анисимова О. М., Одесский М. П. Литература и культура Древней Руси : Словарь-справочник / Под ред. В. В. Кускова. — Издательство: Высшая школа, 1998 г. 8. Ужанков А. Н. Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского

Категория: Основы православной культуры | Добавил: Mentor
Просмотров: 347 | Загрузок: 9 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 4
4 slav  
Александр Невский на сегодняшний день является для людей всех возрастов примером святого, правителя, дипломата, семьянина, непобедимого воина и защитника Русской земли. Благодарю Вас за отличный материал и ссылки.

3 Vova48  
Великая Россия и история у нее великая! Изучая историю своей Родины мы сохраним (обязаны это сделать) память, знания, победы, достижения во всех областях науки и культуры. В противном случае рискуем превратиться в стадо людское...

2 Nikonova  
1
При подготовке пришлось самой проникнуться эпохой 13 века, узнала о новых подробностях правления Александра Невского. Просмотрела три фильма о благоверном князе "Александр. Невская битва", "Александр Невский " (1938 г.) и "Житие Александра Невского" (1991 г.) Фильмы хорошие, рекомендую будущим историкам! smile

1 Полина  
Была на Вашем открытом уроке, посвященном Александру Невскому, узнала много нового

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]