Главная » Файлы » Научные работы

Системно-деятельностный подход на уроках литературы
[ Скачать с сервера (51.5Kb) ] 28.04.2014, 22:49

Скачать презентацию

Направление секции:

«Системно-деятельностный подход к изучению литературы»

Тема: «Реализация системно-деятельностного метода через внеурочную деятельность»

Автор: Никонова Оксана Рафаэлевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№3 г.Славянска-на-Кубани

 

Один из предметов, за который болит душа современного педагога, – это литература.  Духовно-нравственное воспитание, культурный уровень, поиски жизненного пути – все выходит из уроков литературы. Поэтому современные словесники готовы задействовать все возможные средства, чтобы не оставить ученика равнодушным к произведению, чтобы удивить, поразить, сделать свой урок ярким и запоминающимся.

     В нашем распоряжении следующие формы учебной деятельности:

  1. Литературные мастерские

Творческая мастерская развития письма, элементы мастерской, ее психологические принципы и приемы помогают учителю исподволь, ненавязчиво завладеть вниманием и интересом учащихся. Такие элементы мастерской, как индуктор (привлечение жизненного опыта учащихся), рефлексия (анализ своего состояния), сразу поднимают уровень мотивации.

 Мастерские идеально соответствуют новым требованиям ФГОС:

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя ученику
  • Активизация учащихся
  • Оценивается реальное продвижение каждого ученика
  • Выстраиваются коммуникативные задачи урока
  • Присутствует атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
  • Глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через совместную деятельность

 

  1. Литературные гостиные, инсценировка, школьные спектакли – это те формы, где учитель остается в роли режиссера, на самом представлении он в тени. А главные герои – дети. Театральная педагогика ведет к высшей форме деятельности учащихся.

   За последние 10 лет в нашей школе прошли следующие литературные гостиные:

  • «Любовная лирика Тютчева»
  • «Последние годы жизни Тургенева»
  • «Памяти Марины Цветаевой»
  • «Литературный суд над Раскольниковым»
  • Спектакль по повести «Пиковая дама»
  • «Бал Наташи Ростовой»
  • Спектакль по сказке Оскара Уальда «Рыбак и его душа»
  • Литературный суд над героями романа «Разгром»
  • «Посиделки с Булгаковым» 
  • «Евгений Онегин» в сочинениях современного подростка
  • В лагере «Ровесник» для детей района – «Повесть о Петре и Февронии» в день семьи, любви и верности
  • Литературные шарады

 

Это, конечно, большой труд, напряжение, переживания, поиск костюмов, декораций, реквизита. Но зато после спектакля – большой подъем, эйфория, восторг, ощущение безудержного счастья: «Мы это сделали!» Результат ошеломляющий – слабоуспевающие ученики не дают проходу: «А когда еще спектакль будет?» Возникает ощущение некоего «братства посвященных», крепкая духовная связь между учителем и учениками – так объединяют и переживания при подготовке, старания и усилия во имя общего дела.

   И потом уже сценки для выпускного вечера придумываются вместе, сообща, поэтому они веселые, с молодежным юмором.

Очень жаль, что в последнее время не хватает филологу времени для школьных спектаклей. ЕГЭ, тренинг, дополнительные занятия с отстающими, с одаренными, мониторинги, диагностические карты. А нашим детям нужно с головой окунуться в благородную атмосферу русской классики. Чтобы выйти из нее очищенными, привитыми от пошлости и цинизма .

   Если современную молодежь чаще приглашать на подобные мероприятия, где оживают книжные образы, где с проникновенным лиризмом звучит художественное слово – литература «прорастает» в их душах, впитываясь каждым словом. И это они уже не забудут и не перепутают.

     .

   Очень помогает для подготовки к научно-практическим конференциям сотрудничество с преподавателями СГПИ – ныне филиала КубГУ. В течение многих лет мы сотрудничаем, и время от времени у нас работает «Лингвистическая школа» для увлеченных ребят. Это помогает им становиться победителями и призерами районных, институтских и зональных олимпиад и конкурсов. За последние 5 лет эти дети заработали себе и школе более 30 грамот. III место и наибольшее количество баллов заработали 2 ученицы в олимпиаде КубГУ Славянском филиале по литературе. Стали призерами зональной научно-практической конференции 2 выпускницы в номинации «Литературное творчество», их работы направлены на краевой уровень. Многие ученики становятся призерами районных творческих конкурсов.ЕГЭ по литературе в 2012 году сдавали 4 ученицы.Средний балл-71,Беленко Милена-100 баллов.

  

   Анализируя методы и приемы в работе словесника, хочется остановиться на художественном чтении учителя. Есть произведения, которые мы не можем доверить самостоятельному чтению ребенка. И даже аудиозаписи. Только учитель со своим проникновенным чтением, с дрожанием голоса, с наворачивающимися слезами, с неповторимыми модуляциями голоса может «разбудить» душу ребенка, открыть для него тайну, заложенную в произведении. Есть произведения, призванные растрогать ученика, вызвать мощные ответные эмоции:

  • «Муму» И.С.Тургенева
  • «Телеграмма» К.Г.Паустовского
  • «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина
  • «Судьба человека» М.А.Шолохова (сцена встречи с «сыном»)
  • «Лапти», «Холодная осень» И.А.Бунина
  • «Сон Раскольникова» Ф.М.Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского
  • «Песнь о собаке» С.Есенина
  • «Варварство» М.Джалиля

   По тому молчанию, которое никто не в силах нарушить после чтения и по слезам в глазах некоторых понимаешь, что чтение достигло эффекта. И тогда им хочется самим попробовать свои силы в художественном слове. Некоторые поступают в театральные вузы, некоторые являются победителями в номинации «Художественное слово», другие становятся потом работниками культуры и ведут городские праздники (Ушакова Олеся, Сепанян Эрминэ).

 

Излюбленный метод – поисковый.

   Найдите, расшифруйте, объясните… И они читают, листают, ищут. И приходят к удивительным открытиям. Оказывается, через ключевое слово  «сфинкс» из главы о Павле Петровиче Кирсанове в романе «Отцы и дети» можно, как через игольное ушко, пропустить смысл всего романа и историю жизни самого Тургенева. Оказывается, слово «честь»   в XIX веке обозначало совсем не то, что в XXI. В эпоху Пушкина и Лермонтова – это внутреннее достоинство, благородство и совесть («Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова»). В XXI веке мы чаще используем его в значении «почестей»: чествовать победителя, оказать честь. Вопрос: почему? Честь в первоначальном понимании стала атавизмом?

   А еще все дети (кому дано природой) любят рисовать свое видение литературного героя. Для этого недостаточно уметь срисовывать, нужно понять произведение, проникнуться замыслом автора, изобразить настроение героя или сцены в цвете – и получаются удивительные картины. 

   Радует, что по-прежнему есть дети, одаренные художественным вкусом и талантом читателя. Они погружаются в «разгадывание» сна Татьяны Лариной или объясняют страшный сон Светланы из баллады Жуковского, они хотят сдавать литературу по выбору (10 человек!) ,  пишут стихи, поэмы и сказки, участвуют в творческих  конкурсах. «А можно написать сочинение в стихах?» За последние полгода 11 человек обращались со стихотворными и лирическими работами. И это здорово!

   И пока ученики активны, восприимчивы и чувствительны, они действительно «проживают» в атмосфере классического произведения. Писатели становятся их близкими «знакомыми». А труд педагога окупается сторицей.

Категория: Научные работы | Добавил: Nikonova | Теги: научные работы
Просмотров: 1193 | Загрузок: 60 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]