НИКОНОВА Полина Александровна
9 класс
ТЕМА Архетип «птица» в русской литературе
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................................................1
1. Понятие «архетип» и его отражение в славянской мифологии и древнерусской литературе...........................................................................................................................................3
1.1. Понятие и определение термина «архетип»
1.2. Архетип «птица» в славянской мифологии.............................................................................4
1.3. Архетип «птица» в «Слове о полку Игореве»..........................................................................7
2. Образ птицы в пьесе А. Н. Островского «Гроза».......................................................................8
Заключение.........................................................................................................................................9
Список использованной литературы..............................................................................................10
Введение.
С течением времени все больше архетипов перестают употребляться писателями в литературных произведениях в их истинном значении, постепенно утрачивая смысл, заложенный в них нашими предками. Одним из таких архетипов является образ птицы, который практически исчез из отечественной литературы в его исконно-русском виде, показывая тем самым, что с каждым десятилетием мы все дальше уходим от системы ценностей прошлых поколений.
Поэтому как никогда важно будет разобраться, почему же все реже читатель может найти в современных произведениях отголоски нравственных заветов предков, так как это непрекращающийся процесс, о влиянии которого должен знать каждый.
Объект исследования: славянская мифология, «Слово о полку Игореве», пьеса «Гроза» А. Н. Островского.
Предмет исследования: символический образ птицы в характеристике героинь в произведениях русской литературы и его значение.
Цели:
1. Изучить женский образ птицы в славянской мифологии.
2. Проследить, как меняется архетип птицы в славянской мифологии, древнерусской литературе и литературе 19-го века на основе произведений «Слово о полку Игореве», «Гроза» А. Н. Островского.
3. Выяснить, почему архетип «птица» все реже появляется с течением времени в русской
литературе.
Задачи:
– изучить литературу по теме исследования;
– проанализировать произведения, содержащие архетип птицы;
– проследить, как меняется значение образа птицы в русской литературе;
– сделать вывод, в связи с чем происходят изменения в употреблении писателями данного архетипа.
Гипотеза:
Архетип птицы перестает появляться в русской литературе так же часто, как в славянской мифологии и древнерусской литературе, ибо со временем истончается связь с наследием предков, следственно, устойчивые образы и соотносимые с ними ассоциации меняются.
1. Понятие «архетип» и его отражение в славянской мифологии и древнерусской литературе
Чтобы проследить за тем, как меняется образ птицы в русской литературе, необходимо взять произведения и временные рамки, в которых наиболее полно будет отражена роль птицы в контексте произведения. Поэтому рассматриваются следующие пункты:
1. Славянская мифология
2. Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве»
3. Литература XIX века: пьеса «Гроза» А. Н. Островского
1.1. Понятие и определение термина «архетип»
Архетип (от греч. аrche -- начало + typos — образ) – понятие, введенное Карлом Густавом Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном и проявляются в сновидениях каждого из нас. Они повторяются в сюжетах мифов и сказок разных народов, поскольку накапливались в коллективном бессознательном с первых дней человечества. Дракон, герой, мудрец, мать, сокровища, потоп, древо, вода — примеры архетипических образов. По мнению Юнга, архетипы – это ещё и «насыщенные энергией центры»: из-за нерешённых проблем они всплывают в подсознании, в наших снах и немотивированных желаниях. Архетипы – знаки внутренней эволюции и ключи к решению проблемы. Конечно, при условии, что мы можем понять такое послание [1].
1.2. Архетип «птица» в славянской мифологии
В древние века птиц приравнивали к богам. Их считали магическими существами, способными отбирать людские жизни, предвещать будущее, разрушать и созидать, проводить человеческую душу в мир иной. Женские образы птиц преобладают над мужскими, но простыми образами их нельзя назвать — это полноценные существа, обладающие разумом, в которых верили древние славяне.
Давайте разберем свойства и характеристику некоторых из них.
1. Алконост.
Данная птица считалась священной, недаром ее также называли райской, ирийской ( Ирий — аналог Рая в славянской мифологии). Алконост обладает телом птицы и головой женщины, кроме того, она — обладательница прекрасного чарующего голоса, услышав который, человек забывает обо всем на свете. Однако здесь присутствует важное различие между Алконостом и Сирином — обе птицы имеют способность голосом вводить человека в состояние забытья, но Алконост, в отличии от Сирина, не несет людям вреда, как это делает Сирин.
По некоторым версиям, история этого мифического создания берет свое начало в древнегреческих легендах о девушке Алкионе. Существуют разные трактовки мифа: по одной версии, Алкиона бросилась со скал в бушующее море, узнав о смерти любимого, по другой — от переполняющей ее любви, и в каждой версии она превращается в зимородка — птицу, известную своим ловким умением нырять в глубь воды за добычей — морской рыбой. Но нельзя забывать, что образ птицы был тщательно переработан, от греческого прототипа осталось по большей части лишь название мифического существа — Алконост есть Алкиона-зимородок. И русский Алконост получил такие свойства, как чудный голос, женская голова, а на некоторых картинах эта птица также изображается с двумя
человеческими руками. Есть предположение, что причина таких изменений состоит в языческой славянской мифологии, включающей в себя русалок, разных лесных духов и прочих волшебных существ.
2. Гамаюн.
Если идет речь о райских птицах, то нельзя упустить из внимания Гамаюн -- птицу райскую. Она также зачастую изображается сидящей в ветвях Мирового Древа, с головой женщины и чарующим голосом, подобно Сирину и Алконосту. Следствие ее пения все же значительно отличается от вышеупомянутых птиц: пение Гамаюн дарует человеку знания, спокойствие и блаженство, избавление от несчастий.
Гамаюн — вещая птица. Ее имя произошло от славянского слово «гамаюнить» - то есть вещать, предсказывать будущее. Она знает все, что происходит на Земле в любой момент времени и в любой ее точке. Ей известны все тайны неба и человека, так как Гамаюн является посредником между богами, конкретно богом мудрости Велесом, и людьми.
Если обратить своё внимание на геральдику, то здесь священной птице отделена особая роль. Она символизирует не только мудрость и счастье, но и богатство, удачу, победу, благополучие, величие и мир. В частности изображение птицы Гамаюн до сих пор сохранилось на гербах Смоленска и Смоленской области, Михайловска, который расположен в Свердловской области, Удмуртии и села Тербуны в Липецкой области.
Таким образом, Гамаюн занимает весьма значимое место в славянской мифологии.
3. Жар-птица.
Про золотистую птицу дети знают немало сказок, легенд и поверий.
Возможно, ее образ связан с образом лучезарного бога солнца — и в тоже самое время бога грозы. Во всяком случае, она создается народным воображением из представлений о небесном огне-пламени, и сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния. За этой птицею, приносящей тому герою, который овладеет хоть одним ее пером, великое счастье, отправляются один за другим в неизведанный путь сказочные добры молодцы.
Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии - Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и
художники воспевали ее в своих произведениях.
4. Сирин.
Данную птицу художники чаще всего изображают сидящей на одной ветке с Алконостом. Связано это с тем, что, подобно Алконосту, голос Сирина может очаровать любого человека. Однако данная птица — посланница темных сил, призывающая людские души в потусторонний мир. Человек, хоть раз услышавший пение Сирина, не может больше жить без него, вследствии чего теряет рассудок.
5. Стратим-птица.
Это один из важных образов в славянской мифологии. Стратим считается прямым потомком Мировой Уточки, вылупившимся из ее золотого яйца. Таинственная и гигантская Стратим-птица – архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под свои правым крылом. Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом - море взволнуется, закричит - буря поднимется, а полетит - так закроет собой белый свет... Потонут в море корабли, бездны глубочайшие разверзнутся, города и леса скроются под водой.
Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
6. Мировая уточка.
Ей отдана роль в целом сотворении мира по версии славян. Мировая уточка родилась из пены новорождённого Океана. По легенде, именно она достала со дна Молочного океана Алатырь. Он был маленький, и уточка хотела спрятать камень в своём клюве. Но Сварог произнёс волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Из этого яйца на свет появились птицы, причем первыми были вышеперечисленные обладательницы магических сил и женских лиц.
Таким образом, в славянской мифологии птицы представляются в качестве существ, наделенных сверхъестественными способностями, им подвластны тайны мироздания, мудрость, связь с загробным миром. Некоторые из них даже приравниваются к божественной сущности. Можно предположить, что преобладающие образы именно женские в связи с тем, что испокон веков архетип женщины как матери тесно переплетен с птицей, ведь и само слово «птица» имеет женский род. Как, например, по преданиям именно птица явилась родоначальницей времен. Если внимательно рассмотреть образы птиц, вырисовывается четкий архетип: женская прекрасная грация, таинственность и принадлежность к неземным силам, какие-либо способности, неподвластные простым смертным, чарующая внешность, но в некоторых случаях разрушительное влияние. Однако другие птицы, напротив, тесно связаны со славянским раем Ирием и считаются небесными созданиями [5].
1.3. Архетип птицы в «Слове о полку Игореве»
В древнерусской литературе все еще можно найти проявления птиц как магических существ в различных сказках и былинах. Однако в произведении «Слово о полку Игореве», датированного XII веком, встречаются лишь образы обычных, не отличающихся какими-либо волшебными свойствами, птиц. Данное произведение изучается в девятых классах, следственно, будет важно разобрать, какие в нем встречаются образы и какую роль они играют в описании неудачного похода князя Игоря на половцев.
Так как нас интересуют исключительно женские образы птиц, обратимся к третьей части поэмы, а именно «Плач Ярославны». Княгиня неоднократно сравнивает себя с птицей, в данном случае с кукушкой:
"Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу.
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Также и автор сравнивает Ярославну с этой птицей:
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской...[3]
Почему же в рукописи «Слова» используется именно это сравнение? Давайте рассмотрим образ кукушки подробнее.
Эта птица не считается каким-либо необычным или волшебным существом, однако в
древние века ее наделяли такими свойствами, как умение предсказывать будущее. Кукушку, провозвещающую наступление весны, начало гроз и дождей, определяющую долготу
человеческой жизни и сроки брачных союзов, славяне посвятили богине весны и радости обновления. По ее голосу земледелец судит о будущем урожае: если она закукует при восходе солнца и на зеленом дереве (то есть когда леса уже оделись листвою), то год будет урожайный, а если закукует на ночь и на голом дереве, будет голод и мор. Кто впервые услышит кукушку на пустой желудок, тому настоящий год сулит несчастья; такому человеку не следует закармливать скотину, не то голодать ей всю зиму.
В образе кукушки представлялась в древности человеческая душа.
В данном случае образ кукушки используется для передачи отчаяния княгини, она так жалостливо «кличет на юру», как одинокая птица, чьё кукование звучит особенно звучно и грустно в безмолвном лесу. «Плач Ярославны» предстает в качестве зова кукушки, которая оплакивает гибель войска и предвещает боль осиротевшим женщинам.
2. Образ птицы в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
Пьеса Александра Николаевича Островского была написана в 1859 году в эпоху предреформенного общественного подъема. В центре действия находится семья Кабановых, в которую, выходя замуж за Тихона, попадает Катерина — девушка, привыкшая к любви и согласии в семье, однако столкнувшаяся с домостроем и тиранией старшей Кабановой. В судьбе главной героини не раз мелькнет слово «птица». Катерина, подобно птице в клетке, «заперта» в браке с человеком, чувства к которому оказались не такими искренними, как она предполагала. Легкая, воздушная и мечтательная натура героини идет вразрез с суровым укладом Кабанихи, чье слово в доме — закон для всех.
Черты Катерины представляют идеальное соответствие с архетипом: хрупкая и прекрасная особа, ищущая любовь и счастье , какого нет на земле. «Отчего люди не летают!..» [2] Этот вопрос кажется одним из главных, мучающих ее. Ведь как было бы здорово вырваться из этих оков, если бы только можно было воспарить, отряхнуть все низменное, этот мертвящий быт...
На первый взгляд, произведение не скрывает никаких параллелей со славянской культурой. Однако стоит внимательнее вникнуть в текст — и образы, описанные в работе ранее, возникнут перед глазами. В седьмом явлении действия первого читатель наиболее полно узнает о внутреннем мире Катерины. Понятие «свобода» волнует неимоверно главную героиню, ибо птицам подвластна эта свобода, они вольны, в отличие от нее. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле»[2], - говорит она о своем детстве, подразумевая то, что здесь, у Кабановых, она вовсе зачахла. И в то время, когда она жила, подобно птице на воле, ее сны были сказочны. Если проанализировать сны Катерины, становится понятно, что образы ее сновидений схожи с райскими.
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.» [2]
Сразу вспоминаются райские птицы: Гамаюн, Алконост, Стратим. Одним словом, те, с кем в славянской мифологии ассоциируется рай, Ирий. «Райские деревья»[2] -- один из главных атрибутов славянского рая, по легендам, именно на их ветвях гнездятся все мифические птицы, вещие и таинственные. Но если птицы Гамаюн и Алконост не несут в себе несчастий, то Стратим является предвестницей бури, по поверьям, именно она устраивает морские штормы. Как мы знаем, заканчивается пьеса тем, что Катерина бросается с крутого берега, разбиваясь насмерть. То есть, говоря образно, она присоединилась к тому миру, который видела во снах, обрела свободу, но это лишь с одной точки зрения. С другой стороны, ее мучает совесть за измену пусть и нелюбимому, но мужу по церковному закону, что является тяжким грехом, а грех ассоциируется у Катерины с грозой, ибо она боится умереть неожиданно, не замолив грехи, угодив после смерти в огненную геену. Но в конечном счете, гроза все равно поглотила главную героиню, подобно птице Стратим, что устраивает невиданные бури.
Прослеживается градация, начинающаяся с «райского» детства и девичества Катерины, заканчивающаяся смертью в Волге. «Рай» видоизменяется в страшные картины, соотносимые только с мрачным потусторонним миром. «Я скоро умру»[2], - говорит Катерина. Как и птицы в славянской мифологии, она словно овладела даром предвидения, чувствуя свою близкую кончину.
Заключение
Таким образом, история архетипа «птица» прослеживается с незапамятных времен, однако его отражение все еще можно найти в работах девятнадцатого и двадцатого веков. Как показывают изученные произведения, чем больше веков проходит со времен Древней Руси, тем меньше в произведениях встречается тот образ птицы, какой был у славян. Следственно, наша гипотеза подтверждается. Данную работу можно использовать для уроков литературы 5-х, 9-х и 10-х классов, а раздел, содержащий ключевые образы птиц — для уроков внеклассного чтения начальных классов. В будущем есть возможность расширить работу, проанализировать пьесу «Чайка» А. П. Чехова, а также исследовать архетип птицы в лирике М. И. Цветаевой и А. А. Ахматовой.
Список использованной литературы:
1. К. Г. Юнг , «Архетип и символ». Москва, «Всемирная литература», 1991 г.
2. А. Н. Островский, «Пьесы». Москва. «Детская литература». 2004.
3. «Слово о полку Игореве», перевод Заболоцкого. http://slovoopolku.ru/slovo_zabolockiy_12 (дата обращения: 06.02.2020.)
4. Птицы в славянской мифологии. http://wordsland.ru/slavmif/ptici.php (дата обращения: 14.02.2020.)
5. Птицы славянского фольклора. http://www.proto-slavic.ru/slavonic-myths/sacred-birds.htm (дата обращения: 10.02.2020.) |