Главная » Файлы » Научные работы |
[ Скачать с сервера (431.5 Kb) ] | 28.04.2014, 22:52 |
Пожалуй, сегодня трудно найти учителя русского языка и литературы, который не использует приемов активизации в своих уроках. Это проблемные вопросы, компетентностный подход, индивидуальный и дифференцирующий, элементы драматизации в уроке. Учителя используют разные типы уроков: творческая мастерская, урок-концерт ,урок путешествие, урок-диспут и т.д. Нам важно удивить, поразить чем-то ребенка, сделать свой урок ярким, запоминающимся, тогда и проблем с дисциплиной не будет, и материал будет усвоен на достаточном уровне. Какие трудности встречают литераторы в современном уроке? Ученики не читают, их речь не отличается развитостью, нет любви и вкуса к чтению, понимания, осмысления текста , умения вникать в его смысл. А именно эти качества мы должны у них вырабатывать, чтобы они успешно сдали ЕГЭ по гуманитарным предметам. Что еще? Современные выпускники как никогда путают героев и авторов произведений, не понимают языка искусства и языка культуры – конечно, от недостатка культуры внутренней, от того, что они «не вживаются» в произведение. Как же бороться с этим явлением? Как воспитать вдумчивого, грамотного, чувствующего читателя? В этой работе, наверное, все средства хороши, лишь бы не остался ребенок равнодушным, не «прошел мимо» классического произведения. Кроме одного – нельзя подменять чтение художественного произведения просмотром фильма. Эффекта нет вообще никакого. Более пассивного отношения не придумаешь. Фильм должен быть просмотрен или после изучения текста, или фрагментарно (знакомство с героями) в ходе изучения. Два старшеклассника первую половину учебного года учились в техникуме, потом им пришлось продолжить обучение в 10-м классе. Они только хлопали глазами, когда получали домашнее задание, не веря, что все это надо прочесть и подготовить к ответу. «А как же вы литературу изучали?» - допытывалась я у них. «Нормально изучали, нам преподаватель все время ставила диск по произведению, и мы смотрели фильмы». «Ну и какие же фильмы вы уже посмотрели? Что запомнили? Назовите произведение.» «Ой, мы много смотрели, я уже и не помню, у меня все перемешалось». Эта фраза , наверное, дает настоящую оценку таким урокам. Творческая мастерская развития письма, элементы мастерской, ее принципы и приемы помогают учителю исподволь, ненавязчиво завладеть вниманием и интересом учащихся. Самый простенький элемент вовлечения в деятельность – индуктор (привлечение жизненного опыта учащихся). Это слово, вбирающее в себя понятийные пласты, может быть, одно из ключевых слов художественного произведения. Излюбленные индукторы при изучении творчества Бунина – листья (перед чтением поэмы «Листопад»), яблоки («Антоновские яблоки»). При знакомстве с романом «Отцы и дети» I вариант пишет лексический ряд к слову «отцы», II вариант к слову «дети». Интересные признания иногда звучат, очень самокритично - о детях, щадяще - о родителях. При ответе на вопрос «Каким я буду через 15 лет ?» старшеклассники охотно включаются в рассказ Чехова «Ионыч». Мотивация начинается сразу. После прочитанных слов «каким я буду» учитель предлагает им представить себя в таком образе, как Ионыч на последних страницах рассказа. Вопрос к учащимся: «Почему красивый, интересный юноша, молодой врач, подающий надежды, становится толстым, пухлым, красным, с одышкой. Имеет тяжелый, раздражительный характер?» Что явилось причиной такого изменения? На этот вопрос ответ даем в конце анализа рассказа. Развивается воображение, логическое мышление, постигаются законы жизни. Те, кто знаком с методикой творческой мастерской, постоянно пользуются ее элементами, например, набирание лексических единиц текста, несущих определенную смысловую нагрузку. Дети не просто слушают звучащий текст, они отбирают материал, анализируют, пишут то, что им понравилось (мотивация работает!) Потом при помощи этих слов, ассоциаций к ним и общих выводов им легко создать свой текст. К заданию они уже относятся без паники, легко собирают из слов и словосочетаний яркую мозаику собственного сочинения. У творческой мастерской много приемов, порою сложных элементов, но все они нацелены на то, чтобы каждый из учеников состоялся в написании и озвучивании текста. Порою слабые учащиеся, не реализовавшие себя ранее, пишут удивительные работы. Психологические приемы позволяют им погрузиться в материал и раскрыть свое понимание текста, работа и озвучивание в группах снимает напряжение, стрессовость задания, все становиться проще, понятнее, доступнее, приносит удовлетворение. Тактика педагога – мягко, без нажима, подвести к построению знаний. Учитель уже не контролер знаний, а рефлексирующий участник. После чтения всех работ хорошо звучит эссе учителя. Дети чувствуют атмосферу сотрудничества, творческой свободы. Обычно все участники мастерской получают оценку «5». Мне хочется показать на практическом материале, на самом конспекте урока, как включается методика мастерской в учебный процесс. | |
Просмотров: 891 | Загрузок: 57 | |
Всего комментариев: 0 | |