Главная » Файлы » Мои уроки |
[ Скачать с сервера (10.6 Kb) ] | 28.04.2014, 21:31 |
Конспект урока литературы по теме "Лица исторические и вымышленные в романе "Война и мир". Наполеон и Кутузов" . 10 класс. Никонова О.Р. МБОУ СОШ №3 Тип урока: интегрированный (урок формирования метапредметных умений и навыков, развития творческих умений). Цель урока: сравнить исторические взгляды на Кутузова и Наполеона и художественное видение Толстым этих героев. Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран. Обеспечение:
Наглядные пособия:
Предварительные задания Учащиеся готовят ответы на следующие вопросы: -Использование Толстым исторических материалов при работе над романом; -Анализ эпизодов-Наполеон в Тильзите; переправа через Неман и Вилию; встреча Наполеона с Балашевым; Наполеон на Бородинском поле; Наполеон на Поклонной горе. Методы урока: информационный (рассказ учителя, просмотр презентаций), на подготовительном этапе – исследовательский, поисковый, аналитический.Методика набирания лексических единиц,сопоставительный метод.Работа с ключевым словом,опорные схемы,художественное чтение.
Ход урока 1. Сообщение темы урока.Цели. 2.Актуализация имеющихся знаний. -Как работал Толстой, создавая роман- эпопею? -В чём Толстой был не согласен с историками, описывавшими войну 1812 года? -Какими материалами пользовался в музеях и архивах? Основная часть урока: Часть 1( ответы детей) 1.Писатель изучил громадное количество материалов об эпохе Отечественной войны 1812 года- книг,исторических документов,воспоминантй, писем. В ходе работы он собрал целую библиотеку об Отечественной войне. Только 74 источника он использовал в своём романе. 2."...Когда я пишу историческое,- подчёркивал Толстой,- я люблю до малейшей подробности быть верным действительности". 3.В книгах русских историков- монархистов, написанных по "высочайшему велению", Толстой не нашёл ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей.И те, и другие изображали войну 1812 года как войну двух императоров, причём одни прославляли Александра 1, другие Наполеона, как двух величайших непобедимых полководцев. 4.С первых же страниц романа Толстой вступает в ожесточённую полемику с казённой исторической наукой и даёт совершенно иное освещение событий великой эпохи, иную оценку исторических лиц. Какую? Наш урок и будет ответом на этот вопрос. 5.Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал для "Войны и мира"лишь подлинные исторические документы- приказы, распоряжения, диспозиции,планы сражений, письма и т.д.Он внёс в текст романа письма Александра 1 и Наполеона,которыми императоры обменялись перед началом войны1812 года. 6.Мы находим в "Войне и мире "путанную диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, и "гениальную" диспозицию Бородинского сражения,составленную Наполеоном (Толстой показывает,что ни один из её пунктов не был выполнен в ходе сражения). 7.Необычайно интересны подлинные письма Кутузова , включенные в главы романа. Они служат блестящим подтверждением той характеристики фельдмаршала,которая дана ему автором романа. 8.В мемуарах участников сражений Толстой нашёл описание Москвы в дни войны. В воспоминаниях Дениса Давыдова Толстой нашел бесценный материал, лёгший в основу партизанских сцен. 9.В "Записках Ермолова"Толстой почерпнул много важных сведений о действиях русских войск в пору их заграничных походов 1805-1807 годов. Часть 2.Образ Наполеона в романе. Главные исторические лица в романе-Наполеон и Кутузов.Каким же мы видим французсого императора в романе? 1. Наполеон в Тильзите.(стр . 492,т.2 ,ч.2, гл.21) Сжатый пересказ.Каким мы видим Наполеона в этом эпизоде? Неприятная, притворная улыбка,вёл себя с царём как равный. Маленькая пухлая рука, малый ростом; говорил, отчеканивая каждое слово, спокойно и уверенно.Приложил орден к груди Лазарева и отдернул, не сомневаясь, что десятки рук подхватят и укрепят орден. Ведущая черта? Фальшь. 2. Переправа через Неман и Вилию.(т.3,гл.2,с 12-15) Сжатый пересказ.Что удивляет, потрясает в эпизоде? Люди безумели от восторга и преданности.Крики, приветствия тяготили Наполеона, мешали думать.Польский уланский полковник с сотнями уланов бросились без брода переплывать реку, хотя была недалеко переправа, Потонуло много лошадей и человек 40 уланов.Но люди были счастливы, что плывут и тонут под взглядами человека( который даже не смотрел на них, только изредка- недовольно, так как они его отвлекали).Наполеон знал цену своему величию, знал,что поражает людей и "повергает в безумие самозабвения".Ведущая черта? 3.Встреча Наполеона с Балашевым(т.3,стр 26) Сжатый пересказ.Что удивляет, потрясает в эпизоде? Роскошь и пышность двора;портрет Наполеона-круглый живот,жирные, короткие ноги,белая пухлая шея.Выражение милостивого и величественного императора, дорожащего каждой минутой.Смотрел мимо лица Балашева.Наполеона интересовало только то, что происходило в его душе.Потому что ему казалось, что всё в мире зависит от его воли.Дрожание своей левой икры считал великим признаком.Ведущая черта? Мания величия. 4.Наполеон на Бородинском поле. Сжатый пересказ.Фильм 4 минуты. Анализ эпизода. Каким вы увидели здесь Наполеона? (Очень нервничает, отрывисто разговаривает с людьми.Думает, что держит в своих руках все нити сражения, что только от его гениальных решений зависит исход боя.Мрачное настроение, резок и раздражителен.) Какие картины контрастны образу Наполеона? Картины боя.Умирают люди.Им отрывает руки, ноги,льётся человеческая кровь. Наполеон виновен в этом? В большей мере ответственность лежит на нём. Как Кутузов отдает свои распоряжени?(Он выглядит заботливым дедушкой.Не злится,не раздражается, но глубоко, сердечно переживает о ране князя Багратиона, одного из лучших своих генералов.В его движениях нет аффектации, он прост, естественнен в своих чувствах,мягок.Его привычное обращение "голубчик".) 5. Наполеон на Поклонной горе.(т.3,ч.3,гл.19) Сжатый пересказ.Выразительное чтение - Красота Москвы_сияние куполов,красота осеннего тёплого дня."Странный, красивый,величественный город...Одно моё слово, одно движение руки-и погибла древняя столица..." Тон великодушия,ходил,весело и гордо улыбаясь. В чём состоит интригат эпизода?Нерешительность генералов, боявшихся доложить об оставленном городе.Наполеон в карикатурном виде.Ключевое слово ? Актёр, позёр. Часть 3. Критические отзывы об изображении Наполеона в романе. 1. Уже в первых критических отзывах о "Войне и мире"было выражено недовольство толстовским образом Наполеона."От Толстого,-писал Аршарумов,-ускользнул обычный размер деловой практической силы, резко делившей этого человека от всех его современников.Он видит в Наполеоне только счастливого игрока или, вернее сказать,жонглёра, который мог тысячу раз оборваться с верёвки и только дурацким счастьем спасаем был долгое время от позорной развязки." 2.Советские исследователи творчества Толстого считали,что Наполеон в "Войне и мире" не вполне соответствует историческому Наполеону,что в романе Толстого "портрет его сплошь и рядом окарикатурен". 3.Заметим,что толстовский образ Наполеона вызвал критические замечания даже у таких писателей,как А.П.Чехов,Э.Хемингуэй,восторженно отзывавшихся о самом романе.
4.Но встречаются и совершенно противоположные отзывы о толстовском Наполеоне.Например, известная немецкая писательница Анна Зегерс утверждала, что толстовский образ Наполеона помог ей понять сущность идеологии гитлеризма, основанной на культе силы, на прославлении сверхчеловека-завоевателя. 5.Как же сам автор относился к Наполеону?Для Толстого не было ничего привлекательного в Наполеоне . автор всегда считал его человеком, у которого помрачены ум и совесть, и поэтому все его поступки слишком противоположны правде и добру.Не государственный деятель, умеющий читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюблённый позёр-таким предстаёт император Франции во многих сценах романа. Меняется ли Наполеон на страницах романа? Это развитие в лучшую сторону? Нет, это физическая и нравственная деградация. В период Аустерлицкого сражения он ещё сохраняет человеческие черты:"На холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, какое бывает на лице влюблённого и счастливого мальчика." Но годы идут...Новые сражения, новые трупы.Лицо остаётся холодным и всё более оплывает жиром.И вот в день Бородинской битвы мы видим страшно изменившийся, отталкивающий облик императора:"Жёлтый, опухший , тяжёлый, с мутными глазами, красным носом..." Скоро наступил и конец необыкновенной карьеры этого жестокого и вероломного завоевателя. Почему писатель, способный рисовать тончайшие нюансы внутренней жизни человека, последовательно и настойчиво отказывал Наполеону на страницах своего романа в диалектике души?(Письменный ответ -2 мин.) Толстой убежден, что в самом человеке могут присутствовать или отсутствовать условия для этого. Эти условия, по его мнению, есть в Кутузове,который хочет следовать духу народному и менее всего помышляет о себе.Их нет в Наполеоне,который возомнил себя высшей ценностью, а в народе видит лишь материал для своего возвышения. Вывод: Прав ли Пушкин, утверждавший, что "гений и злодейство- две вещи несовместные"? Рисуя Наполеона внутренне примитивным,Толстой тем самым сделал очень важный шаг к постижению психологии тиранов. Своих тиранов человечество издавна наделяло непостижимой сложностью, не желая видеть ,что на самом деле тиранами движет чудовищное в своей примитивности себялюбие, жажда господства над себе подобными, какими бы словами эти стремления не прикрывались. Слова Наполеона: «Лучше не жить вовсе, чем не оставить следов своего существования». И ответим ему словами Толстого: «Слава от завоеваний, завоевания ради славы бесчеловечны».
Домашнее задание: 1.Анализ эпизодов -Кутузов на поле Бородино(т.3,ч.2гл.35) -Кутузов на совете в Филях(т.3,ч.3,гл.3) -Кутузов после Красненского сражения (т.4,ч.4,гл.5-6) 2. Написать эссе на тему: «Почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы»? | |
Просмотров: 3988 | Загрузок: 146 | |
Всего комментариев: 0 | |