Главная » Файлы » Мои уроки |
09.04.2023, 22:33 | |
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Никонова Оксана Рафаэлевна – учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № E-mail: nikonova.o.r@gmail.com Актуальность темы определяется постоянно возрастающим вниманием со стороны ученых и широких кругов общественности к аксиологической педагогике и концепции нравственных ценностей, реализуемой Новым стандартом образования - ФГОС третьего поколения. Недостаточная сформированность подлинных духовно-нравственных принципов подрастающего поколения и мировоззренческих ориентиров, на смену которым пришел несвойственный исторической психологии российского сознания западный образ жизни, проповедуемый средствами массовой коммуникации, агрессивное влияние медиакультуры побуждают искать универсальные средства гармонизации отношений в обществе, направленные на приобщение детей, подростков и молодежи к исконным ценностям и идеалам, сосредоточенным в богатейшем наследии отечественной культуры. Инновации стали частью нашей повседневности в нашем быстро меняющемся мире. Традиции одно время даже считались признаком отсталости, закоснелости, догматизма. Традиционные уроки не приветствуются, система ФГОС перевернула подход к построению урока. Теперь любое сообщение учащихся на уроке готовы назвать проектом, а вид деятельности на уроке желают видеть только групповой. Что если в погоне за инновациями общество растеряет свои традиции – то устоявшееся, неизменное, опору нашего бытия? Необходимо отметить, что истина, красота, любовь сегодня не являются высшей ценностью для молодёжи. Интернет-источники вытеснили книгу из повседневной жизни, обществу посредством средств массовой информации навязаны фальшивые ценности, ориентиров в нестабильном, постоянно меняющемся мире нет. Поэтому так легко впитываются современные псевдоценности, определяющие поступки и действия. Всё это заставляет нас подумать о том, чтобы вспомнить опыт предшествующих поколений, драгоценную отечественную культуру, в которой по крупицам собрана информация, знания о мире. Стал актуальным аксиологический подход на всех ступенях образования и на всех предметах. Поэтому так востребовано комплексное изучение различных аспектов аксиологической педагогики с учетом достижений отечественных ученых в освещении современных методов и приёмов активизации на уроке литературы. Решение проблемы преодоления культурного кризиса и развитие ценностной сферы человека предполагает становление педагогической аксиологии как методологического подхода в осмыслении педагогических явлений. В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли труды Б. М. Бим-Бада, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластёнина, Н. Н. Казыдуба. Аксиология как учение о ценностях выступает методологической основой и механизмом формирования ценностного сознания. Однако резкое изменение социальной реальности в стране и возникшее несоответствие между элементами новой социальной системы и традиционной нормативно-ценностной системы породило феномен так называемого культурного шока. Ценностная система в условиях резких социальных изменений «не успевает» трансформироваться вслед за реальностью. Особенностью современного прочтения классиков является тот факт, что время от времени кому-то неизменно хочется опорочить великие имена, столпы нашей культуры. Появляются сомнительные сведения в сомнительных источниках. И вот уже звучат призывы «не верить Лермонтову» (книга А. Давыдова «Поверить Лермонтову»). Ради сенсации обсуждается личная переписка юного Пушкина с друзьями, выставляется на суд общественности. Поэтому актуальность ценностного подхода к классике видится в том, чтобы вернуться к творческой работе с текстом, а не верить околокультурным рассуждениям. Аксиология является сегодня одним из важных сегментов изучения литературы в школе. Аксиология – наука о ценностях, исследование процесса зарождения, возрождения, изменения ценностей [1, c.75]. Категория ценностей появляется, когда надо отразить отношение человека к чему-либо и к самому себе, отразить отношение человека к прошлому, настоящему и будущему. Вся наша культура есть мир, воплощённый в ценности [2, c. 43]. Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества. Это принципиально иная направленность образования, связанная не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с общим и профессиональным развитием личности. Цель образования – не формирование « систематизированных знаний, умений и навыков», не воспитание конкурентно-способной личности - такой подход дегуманизировал наше образование: обучение и воспитание были искусственно разделены [3, c. 96]. Сложившаяся система образования не учила воспитанников гуманизировать жизнь, строить её по законам красоты. И уже стало очевидным, что от содержания и направленности личности, её гуманистического характера зависят в современном мире политика и экономика, нравственность и экология, и даже судьбы человечества. Система ценностей должна быть «основана на том, что Альберт Швейцер назвал «благоговением перед жизнью» [4, c. 91]. «Ценным и благим считается все, что содействует более полному развертыванию специфически человеческих способностей и что поддерживает жизнь» [ 5, c. 64]. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго и третьего поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России [6, c. 23]. Это непростая задача, так как у современного школьника «клиповое мышление», окружающий мир для них – мозаика разрозненных, не связанных между собой фактов, а чрезмерная информированность не имеет системы, а значит, обесценена. Привыкшие смотреть фильмы и мультфильмы в стиле «экшен», они скучают на стандартных уроках, потерявших для них познавательный интерес. Экшен - с английского «action», что в переводе значит действие [7]. Здесь имеется в виду исключительно активная и динамичная смена событий. Если что-то течет медленно и неторопливо, то это к экшену не имеет никакого отношения. Экшен похож на картинки, мгновенно сменяющие друг друга. В жизни так практически не бывает, а вот в компьютерных играх, современных фильмах или литературе такое встречается часто. Нравственно дезориентированные с самого детства, дети сегодня очень нуждаются в нравственной поддержке. Нестандартные приемы в обучении литературе в процессе ценностного освоения текста Устранению ценностных конфликтов, продуктивному усвоение ценностей культуры и литературы содействует диалогический подход, ведь «навязать» ценность невозможно, т.к. ценности могут только «присваиваться». Для этого необходимым является включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности[8]. «Ценностный опыт» ученика должен взаимодействовать с ценностным опытом, накопленным человечеством и представленным в художественном произведении. Запустить «механизм присвоения» на уроке литературы можно путем использования «нестандартных» приемов анализа и интерпретации. В нашем распоряжении следующие формы учебной деятельности: Литературные мастерские Творческая мастерская развития письма, элементы мастерской, ее психологические принципы и приемы помогают учителю исподволь, ненавязчиво завладеть вниманием и интересом учащихся. Такие элементы мастерской, как индуктор (привлечение жизненного опыта учащихся), рефлексия (анализ своего состояния) сразу поднимают уровень мотивации. В творческой мастерской построения письма всё не так, как на обычном уроке. Пришли ученики 11-го класса на урок литературы, а на доске крупно - ДОМ. Задание: напишите ассоциации к слову «дом», какие мысли и чувства вызывает это слово? И сразу они вливаются в работу, подключается личностный опыт, жизненные впечатления. Правда, сидеть они должны небольшими группками, кружками. Тогда они с интересом слушают друг друга. Кто-то по-новому, удивительно раскрывается в этой работе. И уже с раскрытым сердцем они воспринимают трагедию Бездомья героев пьесы Горького «На дне». Учитывая новый тип мышления современного человека, нужно чаще поворачивать ход урока в новую, неожиданную сторону. «Чаще поворачивай стиль!» - говорили древние греки. В середине урока-мастерской - взрыв эмоций, столкновение понятий , катарсис. Для сопоставления даётся совершенно неожиданная внешне, но связанная корнями с проблемой урока тема. Результат получается удивительный: все работы разные, исключительно интересные, оригинальные. Каждая работа своего рода шедевр, поэтому, как правило, все получают «пятёрки». Мастерские идеально соответствуют новым требованиям ФГОС:
Литературные гостиные, инсценировки, школьные спектакли – это те формы, где учитель остается в роли режиссера, на самом представлении он в тени. А главные герои – дети. Театральная педагогика ведет к высшей форме деятельности учащихся. За последние годы в нашей школе прошли следующие литературные гостиные:
Это, конечно, большой труд, напряжение, переживания, поиск костюмов, декораций, реквизита. Но зато после гостиной – большой подъем, эйфория, восторг, ощущение безудержного счастья: «Мы это сделали!» Результат ошеломляющий – слабоуспевающие ученики не дают проходу: «А когда еще мероприятие будет?» Возникает ощущение некоего «братства посвященных», крепкая духовная связь между учителем и учениками – так объединяют и переживания при подготовке, старания и усилия во имя общего дела. А роль эстетического воспитания? Ведь должен быть противовес современным субкультурам, живая, звучащая классика. Очень жаль, что в последнее время не хватает филологу времени для школьных спектаклей. ЕГЭ, тренинг, дополнительные занятия с отстающими, с одаренными, мониторинги, диагностические карты. А нашим детям нужно с головой окунуться в благородную атмосферу русской классики. Чтобы выйти из нее очищенными, привитыми от пошлости и цинизма. Если современную молодежь чаще приглашать на подобные мероприятия, где оживают книжные образы, где с проникновенным лиризмом звучит художественное слово – литература «прорастает» в их душах, впитываясь каждым словом. И это они уже не забудут и не перепутают. Так в результате коллективной деятельности усваиваются и присваиваются принципиально новые нравственные ценности. Вот пример личностно-деятельностного аксиологического подхода к изучению литературы. Одной из эффективных форм работы в процессе подготовки к научно-практическим конференциям является сотрудничество с преподавателями Славянского филиала КубГУ. В течение ряда лет работала творческая студия «Лукоморье» для увлеченных ребят, велись консультации для школьников-исследователей, что способствовало творческому росту. Впоследствии эти дети стали победителями и призерами районных, университетских, зональных и региональных олимпиад и конкурсов. В нашей школе каждую субботу проводятся курсы по подготовке к ЕГЭ по литературе для выпускников города (межшкольный консультационный пункт). Ученики 9-11 классов получают квалифицированную помощь от эксперта по проверке ЕГЭ по литературе, занимаются дополнительно по 2-3 часа в неделю, повышая свои знания по предмету и постоянно тренируясь в написании полных и кратких ответов в формате ЕГЭ. Живые и творческие уроки по литературе развивают лингвистические навыки, помогают ребятам успешно сдать ЕГЭ и по русскому языку: так по итогам 2020 года среди сдававших экзамен по программе средней (полной) школы в форме и по материалам ЕГЭ результаты в сравнении со средним баллом по краю выше на 9, 4 (средний балл по классу – 83, средний балл по краю – 73,6). 17 выпускников из 30 имеют от 80 до 98 баллов. Среди выпускников последних двух лет пятеро обучаются в литературных вузах, причём довольно успешно. Анализируя методы и приемы в работе словесника, хочется остановиться на воспитательном значении художественного чтения учителя. Есть произведения, которые мы не можем доверить самостоятельному чтению ребенка. И даже аудиозаписи. Только учитель со своим проникновенным чтением, с дрожанием голоса, с наворачивающимися слезами, с неповторимыми модуляциями голоса может «разбудить» душу ребенка, открыть для него тайну, заложенную в произведении. Есть произведения, призванные растрогать ученика, вызвать мощные ответные эмоции:
По тому молчанию, которое никто не в силах нарушить после чтения и по слезам в глазах некоторых понимаешь, что чтение достигло эффекта. И тогда им хочется самим попробовать свои силы в художественном слове. Кто-то поступает в театральные вузы, некоторые являются победителями в номинации «Художественное слово», конкурса чтецов «Живая классика». Излюбленный метод – поисковый. Найдите, расшифруйте, объясните… И они читают, листают, ищут. И приходят к удивительным открытиям. Оказывается, через ключевое слово «сфинкс» из главы о Павле Петровиче Кирсанове в романе «Отцы и дети» можно, как через игольное ушко, пропустить смысл всего романа и историю жизни самого Тургенева. Оказывается, слово «честь» в XIX веке обозначало не совсем то, что в XXI. В эпоху Пушкина и Лермонтова – это внутреннее достоинство, благородство и совесть («Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова»). В XXI веке мы всё чаще используем его в значении «почестей»: чествовать победителя, оказать честь. Вопрос: почему? Честь в первоначальном понимании становится атавизмом? Поисковый метод особенно увлекает учащихся при работе над проектом. Ежегодно воспитанники студии «Лукоморье» участвуют в конкурсе научно-исследовательских работ «Эврика» и добиваются успехов. Призерами регионального этапа конкурса научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика» стали Чернышева Владислава, ученица 8«а» класса (диплом 2 степени в секции «Литературоведение», тема проекта «Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и одноименного фильма С.Соловьева», ноябрь
| |
Просмотров: 211 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |